Победа Виктора Януковича на президентских выборах стала определяющим весь 2010 год событием как внутри Украины, так и для ее международного положения. Начало и первая половина года прошли
Победа Виктора Януковича на президентских выборах стала определяющим весь 2010 год событием как внутри Украины, так и для ее международного положения. Начало и первая половина года прошли под ликование украинских сторонников Януковича и его московских друзей, оптимистические рассуждения о «прорыве» в российско-украинских отношениях, «тандеме» президентов России и Украины и грядущей «интеграции». В Москве кое-кто на радостях даже предлагал перенести столицу будущего «единого славянского государства России, Украины и Белоруссии» в Киев, а на Западе прогнозировали превращение Украины в «инструмент внешней политики России». Однако, к концу году стало понятно, что интеграции даже в рамках Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана и ОДКБ не произойдет, бравурная риторика российского официоза поутихла, а наиболее здравомыслящие и неангажированные наблюдатели окончательно убедились, что Янукович — это что-то вроде «украинского Воронина » (или Кучмы, если пользоваться «родными» для Киева аналогиями). Те же пророссийские лозунги и обещания в предвыборный период, которые впоследствии вспоминаются лишь в случае угрозы потерять власть, в периоды очередных электоральных баталий или в качестве аргумента для получения каких-либо преференций и выгод, и всегда заканчиваются там, где вступают в противоречие с интересами Запада. Те же переписывание законов под себя и уголовное преследование оппозиции. Те же «патриотизм» и «государственничество», неотделимые от клановых интересов и исчерпывающиеся ими. К началу 2011 года уже можно с той или иной степенью вероятности прогнозировать, что и будущее Януковича — это либо повторение пути Воронина — поэтапное лишение властных рычагов и вышвыривание на обочину политической жизни, либо самоизоляция и потеря всех внешних союзников по примеру еще одного «друга России» Лукашенко .
Внутренняя политика
Главное событие прошлого года — победа Виктора Януковича на президентских выборах. Лидер Партии регионов победил как в первом туре, набрав 35,32% голосов (Тимошенко — 25,05 %; Тигипко — 13,06 %; Яценюк — 6,96 %; Ющенко — 5,45 %), так и во втором — 7 февраля 2010 года за Януковича проголосовали 48,95 % избирателей (12 481 268 человек), за Тимошенко — 45,47 % (11 593 340 человек), против всех — 4,36 % (1 113 051 голос). Наблюдатели от европейских институций и СНГ признали выборы в целом демократичными, спокойными и организованными, подчеркнув, что опасения по поводу массовых фальсификаций не оправдались. Однако без скандалов на выборах не обошлось — в частности, Грузия была намерена прислать на первый тур выборов более двух тысяч своих граждан в качестве международных наблюдателей, однако после проверки почти всем было отказано в регистрации. Как отмечали в ЦИК Украины, среди всех кандидатур не было ни одного, кто бы имел опыт наблюдения за выборами, очень многие оказались безработными; а около ста человек — сотрудники специальных подразделений МВД, полиции и вооружённых сил Грузии. Партия регионов обнародовала запись телефонного разговора якобы между Юлией Тимошенко и Михаилом Саакашвили о совместных действиях по использованию грузинских граждан в пери
4000
од проведения украинских выборов, из которой становилось ясно, что они должны были не допустить фальсификации на востоке Украины, в частности, в Донецке.
Первым серьезным испытанием для нового президента стало формирование правительства. Де-юре в Верховной раде на тот момент существовала прооранжевая коалиция, и чтобы изменить положение дел и создать большинство под Януковича, депутаты сначала приняли изменения в регламент, которые позволяют формировать коалицию из отдельных депутатов, а не только из фракций. Впоследствии Конституционный суд подтвердил законность этого шага, что стало ключевым в формировании в Верховной раде стабильного и полностью лояльного к главе государства большинства, составленного представителями Партии регионов, Компартии, блока Литвина и перебежчиками из «оранжевых фракций», число которых со временем стало довольно значительным. К концу 2010 года президент может рассчитывать на уверенные 260-270 голосов, и хотя до Конституционного большинства (300 депутатов) еще далеко, обычное большинство (226 голосов) за любую нужную законодательную инициативу у него всегда есть.
11 марта 2010 года Верховная рада Украины назначила лидера Партии регионов Николая Азарова на должность премьер-министра страны и утвердила состав нового украинского правительства. В этот же день Янукович в обращении к украинцам обозначил точку отсчета деятельности Кабинета министров Азарова: «Возможно, самим Провидением было предусмотрено, чтобы Украина до конца испила горькую чашу раздора и взаимного преодоления. Нищета и долги, разрушенная экономика и финансовая система, расколотое общество и общее разочарование — вот такая картина открылась перед нами после пяти лет блужданий по пустыне, которой нас водили фальшивые пророки. Однако, держа нас под своей опекой, Господь дал нам шанс спасти наше государство».
Первую половину года Янукович посвятил формированию полностью управляемой вертикали на региональном уровне, назначив губернаторами почти везде выходцев из Донецкого региона. Например, руководителем Крыма стал уроженец Макеевки Джарты , который сформировал свою команду также из донецких, что впоследствии привело к существенному обострению ситуации на полуострове. А уже осенью 2010 года полномочия Януковича стали фактически неограниченны и соизмеримы с президентскими полномочиями времен президентства Леонида Кучмы . Конституционный суд Украины своим решением отменил т.н. политреформу 2004 года и вернул в действие Конституцию страны от 1996 года, как следствие вместо парламентско-президентской формы правления на Украине действует президентско-парламентская. Главные изменения в Конституцию, внесенные в 2004 году, касались функционирования Верховной рады и порядка формирования правительства. Например, после реформы кандидатура премьер-министра вносилась президенту коалицией депутатских фракций, а президент, в свою очередь, вносил ее на рассмотрение парламента. Коалиция также самостоятельно назначала членов Кабинета министров, за исключением министра обороны и министра иностранных дел, кандидатуры которых вносились президентом. Теперь же возвращается норма, согласно которой кандидатура премьер-министра вносится на утверждение парламента президентом Украины, который назначает всех членов Кабинета министров по представлению правительства. Это лишь небольшая иллюстрация уровня полномочий, который сейчас имеет президент Украины. Кстати, за решение об отмене т.н. политреформы 2004 года проголосовали все 18 судей Конституционного суда Украины, хотя некоторые из них имели отдельные мнения по этому вопросу. Для достижения такого единства из КС пришлось выдавить судей, близких к оранжевому лагерю, заменив их выходцами из восточной и центральной Украины. В результате за весь 2010 год КС не принял ни одного решения, играющего на руку оппозиции и идущего вразрез с планами власти.
В конце года Янукович в рамках старта административной реформы существенно перетасовал правительство Николая Азарова — лишились своих должностей 9 человек, вместе с тем другие представители Кабмина Азарова сохранили свои посты и получили новые полномочия. Кроме того, Янукович ликвидировал ряд ведомств — из 112 органов центральной исполнительной власти осталось 63. Комментируя эти процессы, министр юстиции Александр Лавринович заявил, что в рамках проведения административной реформы на Украине в перспективе будет сокращено более 50% от общего числа государственных служащих, а премьер-министр Украины Николай Азаров отметил, что главный смысл этой реформы заключается вовсе или не столько в экономии средств, сколько в повышении эффективности управления. СМИ подошли к реформе с точки зрения перераспределения финансовых потоков, подсчитав, что в результате реализации админреформы самые богатые министерства в правительстве получили вице-премьеры Андрей Клюев и Борис Колесников (правая рука главного олигарха страны Рината Ахметова ).
Процессы формирования властной вертикали и переформатирования полномочий внутри нее протекали на фоне полной деградации украинской оппозиции. Лидер главной оппозиционной силы — партии «Батькивщина» — экс-премьер-министр Юлия Тимошенко находится под прессингом генпрокуратуры в рамках расследования возбужденных против нее уголовных дел. Ключевые интеллектуальные и финансовые силы Тимошенко давно переметнулись на сторону властной команды, например главный юрист экс-премьера Андрей Портнов успешно трудится в секретариате Януковича, а основные спонсоры БЮТ , имеющие депутатские мандаты, голосуют синхронно с большинством. Надо отметить, что развалу своей партии способствует и сама Тимошенко, которая предпочла серьезному непредвзятому анализу положения дел в политической силе громогласные, но пустые, по сути, лозунги и малопонятные пиар-акции. Положение дел могли изменить выборы в местные органы власти, которые прошли на Украине 31 октября, но в результате грамотного сочетания рекламы собственных успехов, прессинга оппозиции и выборочного применения админресурса Партия регионов получила власть в 22 регионах Украины из 25. Оппозиция же получила власть только в Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской областях, причем на лидирующих ролях там не партия Тимошенко, а националистическая «Свобода» Олега Тягнибока . Любопытно, что при форматировании большинства партия Юлии Тимошенко стала лидером среди оппозиционных сил в сотрудничестве с властью. Помимо Винницы, Луцка и Черновцов, части ее фракций вошли в большинство Хмельницкого и Сумского облсоветов. И даже в Днепропетровске, где помощь БЮТ была не нужна, почти вся их фракция проголосовала за регионала, возглавившего облсовет. А вот «Свобода», постепенно становящаяся партией общенационального масштаба, оказалась единственной крупной оппозиционной партией, представители которой ни в одном облсовете не вошли в союз с Партией регионов.
Между тем, в численном отношении для партии власти картина не выглядит безоблачной — на местных выборах Партия регионов потеряла более трех миллионов голосов по сравнению с результатом, полученным Виктором Януковичем на президентских выборах зимой 2010 года. В частности, в Донецкой области за список ПР проголосовало 1,004 миллиона избирателей — против 1,854 миллиона голосов, отданных за Виктора Януковича в первом туре последних президентских выборов. Наиболее значительное падение поддержки наблюдается в Севастополе, где за список ПР по многомандатному округу проголосовало 40,6 тысяч избирателей против 114,5 тысяч за Виктора Януковича лично в первом туре последних президентских выборов (уменьшение поддержки — 64,53%). Еще местные выборы-2010 запомнились беспрецедентно высоким процентом избирателей, проголосовавших против всех. В частности, на родине Януковича, в Донецке так проголосовали 7,26%, а в целом по стране этот показатель еще выше.
Экономика
Скидка на российский газ, договоренность с МВФ об очередных кредитах и введение нового Налогового кодекса — ключевые события для украинской экономики в 2010 году. В апреле в Харькове лидерами Украины и России были подписаны соглашения, суть которых состоит в том, что в обмен на скидку в $100 на каждую тысячу кубометров газа на протяжении 10 лет, Киев согласился продлить срок пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе до 2042 года. На пленарном заседании Верховной рады Украины большинству удалось ратифицировать соглашение о продлении срока пребывания Черноморского флота России на территории Украины с большим трудом — в парламенте вспыхивали драки между депутатами, оппозиция забросала президиум дымовыми шашками и яйцами. Янукович же объяснил украинцам, что благодаря подписанным изменениям в газовые контракты, Украина в следующие 10 лет получит от России инвестиционный ресурс на сумму около $40 млрд. Он также дал понять, что снижение цены на газ фактически было вопросом выживания Украины.
Однако, в Киеве довольно быстро поняли, что оговоренной скидки на газ Украине явно недостаточно. Начиная с лета 2010 года правительство Азарова ведет планомерную атаку на Москву, твердо заявляя о необходимости пересмотра базовых газовых контрактов, подписанных в 2009 году Юлией Тимошенко на 10 лет вперед. В ход шли всевозможные аргументы и даже откровенный шантаж — например, премьер Азаров заявил о несоответствии контрактов украинским законам, из чего следует необходимость их аннулирования. Пока все усилия Киева никакого результата не принесли, однако можно не сомневаться, что попытки получить более приемлемую цену будут продолжены. Как сказал ранее президент Янукович, для Украины цена на газ — это вопрос выживания.
Также в газовом контексте необходимо отметить целенаправленную игру Украины против проекта «Южный поток», затеянную в 2010 году. Ющенко и Тимошенко, понимая последствия реализации этого проекта для украинской ГТС, ограничились лишь декларациями, но нынешние власти подошли к данному вопросу куда более серьезно. В частности, министр энергетики Юрий Бойко призвал Россию и ЕС провести открытый диалог на тему строительства обходных (относительно Украины) газопроводов. «Нам непонятно, каким образом, заявляя о приоритетности для ЕС газопровода NABUCCO, одновременно страны ЕС являются корпоративными участниками строительства газопровода «Южный поток», — сказал, в частности, Бойко. 24 декабря, подводя итог этой теме, Виктор Янукович заявил, что Украина продолжает настаивать на принятии Россией и ЕС варианта модернизации своей газотранспортной системы вместо реализации проекта «Южный поток». «Речь идет не о существующей сейчас украинской ГТС, а о строительстве дополнительных газопроводов, стоимость которых оценивается в $3-3,5 млрд. А стоимость реализации проекта «Южный поток», по самым скромным подсчетам, оценивается в $15 млрд.», — отметил Янукович, выразив надежду, что Россия и Европейский союз согласятся на украинский вариант и «Южный поток» отпадает сам по себе. Примечательно, что при этом руководители украинского государства еще ни разу не выступали столь же публично против проекта NABUCCO, как они это делают в случае с «Южным потоком». Хотя для Украины логика обоих проектов, в принципе, одинаковая — это обход ее территории, или диверсификация поставок энергоресурсов в Европу.
Что касается МВФ, по итогам прошлого года Украина заняла второе место среди крупнейших заемщиков Международного валютного фонда, позади Румынии и впереди Греции. Согласно статистике, обнародованной МВФ, по состоянию на 6 января 2011 года долг Украины перед фондом составлял 9,25 млрд SDR (специальных прав заимствования), или $14,25 млрд. При этом утвержденная летом прошлого года программа кредитования Украины на общую сумму в $16 млрд., из которой уже получена достаточно незначительная сумма, является третьей по величине программой финансовой помощи МВФ. Опять же по данным МВФ, на начало 2011 года на Украину приходилось каждые 2 из $9, заимствованных всеми странами-должниками фонда. Годом пиковых платежей по возврату этого кредита должен стать 2013 год, когда Киев должен вернуть фонду $6 млрд. В 2011 году выплаты будут минимальными, а вот в 2012 и 2014 гг. они достигнут $3 млрд. Вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергей Тигипко , комментируя эти цифры, заявил, что Украина заинтересована в том, чтобы получить все транши по кредиту Международного валютного фонда. «Мы действительно можем обойтись без поддержки МВФ, мы сами можем это сделать, но какой ценой и кто за это будет платить? Если мы не будем брать деньги у Международного валютного фонда — сразу снижаются желания инвесторов, сразу увеличивается ставка займов для нас и т.д.», — сказал он.
Первую попытку масштабного сопротивления инициативам новой власти вызвало принятие Налогового кодекса, предполагающего, в частности, урезание упрощенной системы налогообложения и расширение полномочий налоговой службы. Категорически отказавшись от предложения Юлии Тимошенко взять акцию под свою защиту, митингующие предприниматели добились частичного удовлетворения своих требований через две недели стояния на Майдане. В отдельные дни на акции протеста собирались десятки тысяч людей, митинги поддержали, пусть не так масштабно, и в регионах страны. Однако история Майдана-2, видимо, имеет печальный финал — эксперты утверждают, что вызвавшие протесты нормы не убрали, а лишь замаскировали или отсрочили. Между тем, милиция возбудила четыре уголовных дела, по которым вызывает на допросы свыше 100 активистов Майдана. По их словам, уголовные дела, в частности, возбуждены по факту перекрытия транспортных путей и дорог, умышленного уничтожения или повреждения имущества и повреждение автомобиля.
Внешняя политика
Провозгласив еще в инаугурационной речи курс Украины на вступление в ЕС, Виктор Янукович и представители правительства твердо придерживаются этого вектора. И определенные успехи на европейском направлении есть — 22 ноября на саммите в Брюсселе Украина получила план действий относительно введения безвизового режима с ЕС, также Киев вплотную подошел к подписанию соглашений об ассоциации и введению зоны свободной торговли с Евросоюзом. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу тогда заявил, что Янукович является лидером страны-нечлена ЕС, с которым они чаще всего встречаются в последние месяцы, «а это является признаком успешного развития взаимоотношений Украины с ЕС». Кроме того, 24 сентября Украина де-факто присоединилась к Энергетическому сообществу (позже этот договор был ратифицирован Верховной радой). Как заявил министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, это событие стало шагом на пути к европейской интеграции украинской энергетики и практическим шагом на пути к реальной интеграции Украины во внутренний рынок ЕС, в частности, его энергетическую составляющую. В целом, на первый взгляд, команда Януковича только за последний год продвинулась в деле евроинтеграции страны куда больше, чем Виктор Ющенко за 5 лет. Однако уже в начале 2011 года года из-за специфической внутренней политики, в частности, из-за уголовных дел, заведенных на лидеров оппозиции, у Киева начались серьезные проблемы. В частности, по информации влиятельных западных изданий, комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле в ходе визита в Киев 10-11 января фактически предупредил Януковича о вероятности замораживания развития отношений между Брюсселем и Киевом, если на Украине не остановят процесс отхода от демократических ценностей. При этом на встрече с Юлией Тимошенко еврокомиссар отметил недопустимость выборочного применения правосудия в отношении политических оппонентов и выразил обеспокоенность в связи с растущим давлением на гражданское общество, ухудшением ситуации в медиа-пространстве и существенным сужением политического плюрализма. Кроме того, серьезным щелчком по носу команде Януковича стало предоставление политического убежища Чехией — страной ЕС — бывшему министру экономики правительства Тимошенко Богдану Данилишину .
В 2010 году Виктор Янукович добился определенного расположения лидера США Барака Обамы , однако для этого Украине пришлось отказаться от запасов высокообогащенного урана. «Это было важное решение, которое должно служить глобальным примером», — отметил американский лидер. Впрочем, несмотря на решение Киева по урану, Белый дом, как и ЕС, выступил с жесткой критикой властей Украины за «политическое преследование оппозиции». Летом 2010 года Кие
6a93
в посетила госсекретарь США Хиллари Клинтон , однако в ходе этого визита были сделаны столь формальные заявления, что главным впечатлением у всех остался ляп главы украинского государства, который не читал подготовленную речь, а пытался говорить от себя и ошибся, назвав Клинтон «генеральным секретарем».
В 2010 году Янукович посетил Китай, где высокопоставленные представители Украины не были уже несколько лет. Результатом визита стало подписание 13 двусторонних документов, касающихся разных областей китайско-украинского сотрудничества, кроме того, премьер-министр Украины, председатель Партии регионов Николай Азаров предложил Коммунистической партии Китая подписать меморандум о сотрудничестве между партиями.
Что касается России, можно с уверенностью констатировать — 2010 год был ознаменовам завершением иллюзий в российско-украинских отношениях. Несмотря на частые встречи лидеров стран и бравурные заявления о тесном сотрудничестве, вечной дружбе и экономической интеграции, вполне очевидно, что стороны не могут договориться ни по каким принципиальным вопросам. Встречи президентов и премьеров стали ритуальными без какой-либо конкретной повестки дня, и в Москве, и в Киеве при этом накапливается сдержанное раздражение и неприятие партнера по переговорам. Весной 2010 года на повестке дня стоял вопрос объединения » Газпрома » и » Нафтогаза Украины «, а также создание совместных предприятий в авиационной, атомной, космической, судостроительной и других стратегических отраслях — в итоге реально договориться о сотрудничестве удалось только по авиации и атомной энергетике. Но есть еще и политический аспект — так и нет внятного решения по отмене героизации Бандеры и Шухевича, полностью забыта проблема русского языка, по украинским городам проходят марши в честь Бандеры, а националисты из «Свободы», взявшие власть во львовском регионе, публично размышляют о том, как закрыть рот «азиатским собакам».
Серьезным шагом Киева, с воодушевлением расцененным Москвой, стал отказ от курса на вступление в НАТО и провозглашение внеблокового статуса Украины, что было закреплено в принятом 1 июля Верховной радой и вступившем 20 июля в силу законе. Однако, это не в коей мере не помешало продолжению и развитию сотрудничества между Украиной и НАТО, более того, по мнению ряда украинских экспертов, при Януковиче курс на интеграцию Украины в Североатлантический альянс стал более последовательным и системным. В свою очередь НАТО не отказалась от планов по интеграции Украины и Грузии, что зафиксировано в ее новой стратегической концепции и итоговой декларации прошедшего в ноябре в Лиссабоне саммита альянса. Как заявил сам Янукович, «в отношениях с НАТО мы убрали бесплодную политическую риторику, зато осталась конкретная работа». Не отказалась Украина и от членства в антироссийской организации ГУАМ, председательство в которой в 2011 году перешло к Киеву.
Традиционно слабая внешняя политика Украины на юго-западном направлении, доведенная при «западнике» Ющенко до участия в совместной с Кишиневом (и абсурдной с точки зрения украинских интересов) блокаде Приднестровской Молдавской Республики и поражения в территориальном споре с Румынией вокруг о. Змеиный, в 2010 году со всей очевидностью потребовала корректив или, как минимум, реагирования на региональные угрозы, которым до этого Киев не уделял должного внимания. Однако реагирование ограничилось «государственнической» риторикой. Денонсации таможенного соглашения 2006 года между Киевом и Кишиневом и, соответственно, снятия блокады ПМР, вопреки сигналам и надеждам приднестровцев, а также опасениям Кишинева, которые обе стороны связывали с майской встречей Медведева и Януковича, не произошло. Оно действует по сей день. Это, равно как и неизменное признание «территориальной целостности Республики Молдова», однако, так и не помогло Украине решить пограничный спор с Молдавией и добиться от Кишинева выполнения обязательств по договору об обмене территориями 1999 года. Несмотря на то, что территориальный спор в течение года неоднократно объявлялся практически «решенным», в ноябре Киев, очевидно, устав от бесплодных переговоров, демонтировал пограничные знаки на границе с Молдавией. Но первого же окрика Евросоюза оказалось достаточно, чтобы Украина забыла об «исправлении ошибок». В то же время, поддержка, хоть и пассивная, Киевом усилий Молдавии и Евросоюза по выдавливанию российского военного присутствия из Приднестровья, не избавляет Украину от экспансии члена ЕС Румынии в Одесской и Черновицкой областях, которая в 2010 году выражалась не только в продолжающейся раздаче румынских паспортов жителям региона, но и в очередной попытке пересмотреть границу, на сей раз на Дунае. Поддержка Украиной «территориальной целостности» Молдавии, которая, по утверждению украинских «государственников», выступает в качестве препятствия на пути экспансионистских планов Румынии, в сегодняшних условиях вызывает тем большее недоумение, учитывая, что после смены власти в середине 2009 года Кишинев стал ближайшим союзником и протеже Бухареста, а в региональном контексте его форпостом и плацдармом. Притом что «территориальная целостность Республики Молдова» опровергается ее же «декларацией о независимости», аннулирующей современные украино-молдавскую и молдавско-румынскую границы и пребывание Приднестровья (c 1924 по 1940 гг. Молдавской Автономной ССР в составе Украинской ССР) в ее составе. В середине декабря 2010 года Янукович заявил, что Румыния и Молдавия «должны почувствовать, что время мягкой Украины прошло» и начать воспринимать Украину как «большое и сильное, перспективное государство, с которым выгодно и полезно дружить». Каких-либо практических последствий заявление украинского президента пока не имело.
В 2010 году на юго-западной границе Украины наблюдалась экспансионистская активность еще одного члена Евросоюза — Венгрии. И можно констатировать, что эту новую угрозу Киев попросту «проспал». По итогам прошедших в конце октября региональных выборов 10 из 90 мест в облсовете Закарпатья получили этнические венгры, и это количество депутатских мандатов как раз соответствует пропорции компактно проживающего в регионе 150-тысячного венгерского меньшинства. Кроме того, в райцентре Берегово, где венгры составляют половину населения, в результате референдума, проведенного одновременно с местными выборами, городу было возвращено его историческое венгерское название — Берегсас. В то же время сформировавшаяся в Венгрии после апрельских парламентских выборов власть со всей очевидностью сделала заявку на региональное лидерство Будапешта, которое она намерена перехватить у ослабленного затянувшимся кризисом Бухареста. Усилия Венгрии (как и Румынии) на этом поприще направлены, в первую очередь, на консолидацию диаспоры, а ближайшей целью, исходя из сделанных в ноябре заявлений государственного секретаря по иностранным делам Венгрии Жолта Немета , станет создание автономий для венгров в румынской Трансильвании, Словакии, Сербии и Украины. При этом принятое в 2010 году и вступившее в силу 1 января 2011 года новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства, как и в случае румынской политики в этой области, имеет два важных аспекта: 1) это гражданство страны ЕС, что для жителей проблемного региона, в основном, и составляет его привлекательность 2) представители диаспоры получают те же избирательные права, что и жители «метрополий».
Гуманитарная политика
В начале 2010 года тогда еще президент Украины Виктор Ющенко пошел ва-банк, присвоив между первым и вторым туром выборов главы государства звание Героя Украины Степану Бандере . Януковичу не хватило смелости отменить эти указы своим решением, он переложил столь нелегкую миссию на суды, попав в итоге в достаточно неприятное положение. Весь год тема героизации Бандеры муссировалась в информпространстве, суд принимал нужные президенту решения, однако они оспаривались, потом процесс повторялся в судах высшей инстанции и так до бесконечности. Совсем уж в нелепое положение администрация Януковича угодила в начале 2011 года, когда заявила об окончательном решении вопроса Бандеры — на это адвокат Степана Бандеры-младшего Роман Орехов моментально и доказательно отреагировал: был подан ряд кассационных жалоб в Высший административный суд на постановление суда апелляционной инстанции. Следующее рассмотрение дела назначено на 29 марта 2011 года. Между тем, все эта история только способствует популяризации образа Бандеры: на 102-ю годовщину со дня рождения лидера ОУН-УПА в ряде украинских городов, включая Киев, прошли марши в его честь при участии тысяч человек. 17 декабря городской совет Луцка по инициативе националистической партии «Свобода» присвоил звание почетного гражданина города Бандере. Ранее аналогичное звание Бандере и Роману Шухевичу присвоили Ивано-Франковский, Львовский, Тернопольский и Хустский (Закарпатская область) горсоветы. Более того, депутаты Тернопольского, Ивано-Франковского и Львовского областных советов пообещали в 2011 году изменить названия улиц Бандеры и Шухевича на улицы Героя Украины Степана Бандеры и Героя Украины Романа Шухевича, а также рекомендовать главам городов областного и районного значения, других населенных пунктов Западной Украины присваивать Степану Бандере имя почетного гражданина города (поселки, села). Резюмировать можно так — в деле популяризации Бандеры и Шухевича администрация Януковича добилась, куда больших успехов, чем Ющенко и его соратники.
Маркером отношения Януковича к избирателям юго-востока Украины, которые и обеспечили ему победу на президентских выборах, является отношение новой власти к вопросу русского языка. Едва став главой государства, Янукович, вопреки своей многолетней предвыборной программе, твердо пообещал, что украинский язык будет оставаться единственным государственным. Чтобы окончательно не разочаровать свой электорат, представители большинства разработали законопроект о языках, которым предлагалось гарантировать свободное развитие русского языка с учетом того, что им пользуется большинство граждан страны, и признать украино-русское двуязычие важным достоянием украинского народа. Однако, несмотря на наличие в парламенте стабильного большинства, голосование по данному законопроекту по различным причинам так и не состоялось. Сначала такое положение дел объясняли необходимостью решения насущных экономических вопросов, потом — желанием не давать козыри оппонентам на местных выборах, другими причинами. Окончательную ясность в этот вопрос внес депутат Партии регионов Вадим Колесниченко , заявивший, что новый закон о языках, расширяющий сферу применения русского языка на Украине, могут принять летом следующего года. «Есть такое понятие «грань прочности»: сейчас идут налоговая, пенсионная и другие реформы, если в этот период выстоим, то можно переходить и к вопросу языка. Думаю, летом 2011 года. Потому что если тянуть с ним до 2012 года, Партия регионов провалит парламентские выборы», — откровенно сказал соратник Януковича. Откровенным издевательством в этом контексте выглядят языковые заявление представителей украинской власти. Так, премьер-министр Азаров вполне серьезно рекомендовал соотечественникам учить китайский, а заместитель главы администрации президента Украины Анна Герман заявила, что в языковом вопросе все зависит от людей. «В данное время на Украине нет столько людей, которые хотят второй государственный язык, значит, и нет столько их представителей в парламенте, чтобы сумели переломить ситуацию. Не выбрал украинский народ столько депутатов, чтобы хватило для введения на Украине второго государственного языка», — отметила, в частности, Герман.
В церковном вопросе Янукович ведет себя более последовательно. Он имел контакты только с канонической церковью, еще будучи в оппозиции, на президентство получил благословление главы РПЦ патриарха Кирилла и продолжает эту же линию в статусе главы государства. Что касается украинских раскольников — Киевского патриарха и автокефальной церкви — Янукович делает вид, что их попросту не существует. Например, молитва за Украину в День независимости всегда проходила при участии представителей разных конфессий, однако в 2010 году Янукович молился только с УПЦ Московского патриархата. Но хотя эта линия поведения очевидна для всех, администрация главы украинского государства по одним им понятным причинам пытается сделать вид, что это не так. В конце года заместитель главы администрации президента Украины Анна Герман заявила: «Хочу подчеркнуть, что мы сегодня одинаково ровно относимся ко всем церквям на Украине. И тот, кто пытается навязать какое-то особое отношение к какой-то одной церкви, тот хочет посеять раздор между нами. Я не хотела бы, чтобы мы впутывали церкви в политику». Она также отметила, что Янукович заинтересован в диалоге между властью, церквями и обществом, и отдельно подчеркнула, что в стране на сегодня нет межконфессиональных войн или конфликтов. И уже через несколько дней после этого заявления, над которым зубоскалили все СМИ, эксперты и обычные миряне, Янукович оконфузился — он забыл поздравить с Рождеством украинских греко-католиков. «Я счастлив, что в эти минуты мы вместе, весь православный мир, славим дитя Господне и с верой и любовью смотрим в перспективу нового года, который, мы надеемся, принесет нам всем много радости, здоровья, мир и благодать на нашу землю», — сказал он. «Наш президент часто забывает и о других категориях своих соотечественников, не только о верующих. Такие моменты случаются в его высказываниях, в действиях. Это обидно. Что касается греко-католиков, то такого было много», — отреагировали обиженные.
Главные вызовы для Украины в 2011 году
1. Отношения внутри властной команды. Еще с момента формирования правительства Азарова оппозиция, эксперты и журналисты, потирая руки, ждут публичных конфликтов в Партии регионов из-за разделения полномочий. Слишком уж много желающих претендует на достаточно скудные украинские ресурсы. 2010 год принес несколько неожиданных отставок, за которыми виделась перегруппировка сил влияния на президента, однако серьезными потрясениями это назвать нельзя. Разделять и властвовать, таким образом, и далее ключевой вызов персонально для президента Януковича.
2. Нарастающий социально-экономический кризис. Экономическая ситуация в стране может породить серьезные народные волнения. Проценты роста ВВП, которыми браво оперируют Янукович и Азаров, никак не сказываются на благосостоянии простых граждан. С огромным трудом, преодолевая Майдан-2 с десятками тысяч людей, власти узаконили новый Налоговый кодекс. На 2011 год планы куда более амбициозные — пенсионная реформа (повышение пенсионного возраста и необходимого стажа работы), реформы в энергетическом секторе (сопровождающиеся очередным подорожанием стоимости газа), реформа в жилищно-коммунальной сфере (введение пени за просрочку при оплате услуг ЖКХ), земельная реформа и прочее. Каждое из этих новшеств касается почти всех семей и способно спровоцировать масштабное народное недовольство, подогреваемое такими «мелочами», как внезапное подорожание продуктов. Не стоит забывать, что в 2011 году Украине необходимо будет отдать по долгам почти 90 млрд. грн. (примерно $11 млрд.). Также важно, что 2011 — последний год подготовки к Евро-2012, что означает необходимость серьезных расходов. Сам Азаров уверяет, что 2011 год будет для Украины годом стабилизации и выхода из кризиса.
3. Рост популярности ультранационалистов. Как уже отмечалось, партия «Свобода» постепенно становится политической силой всеукраинского масштаба и по всем соцопросам должна уверенно попасть в Верховную раду на следующих парламентских выборах. До сих пор администрация Януковича если не открыто благоволила «Свободе», то уж во всяком случае, не мешала ей развиваться. Однако последние заявления из лагеря «Свободы» — о том, что националисты выбросят из Украины «синеж.пую банду», и что к власти на Украине сейчас пришли «ублюдки», которых нельзя считать людьми, должны заставить Януковича и окружение крепко задуматься. Чувствующий рост своей популярности Олег Тягнибок, соратники которого уже контролируют три западно-украинские области, в любой момент может выйти из-под контроля и возглавить протестные массы, по крайней мере, на региональном уровне. Впрочем, сегодняшняя непримиримость и экстремизм риторики «Свободы», не исключает в дальнейшем и другого варианта развития событий. И здесь на память снова приходит пример из соседней Молдавии. После парламентских выборов 2005 года доселе непримиримые «друг России» Воронин и русофоб Юрий Рошка заключили альянс, обеспечивший главе Компартии Молдавии второй президентский срок, а лидеру христианских демократов несмываемое клеймо предателя в румыноунионистском лагере. Образованный на волне обострения российско-молдавских отношений союз просуществовал вплоть до самого конца пребывания Партии коммунистов у власти, а после апрельских выборов 2009 года поддержанный Москвой «государственник» Воронин назначил нациста Рошку вице-премьером, отвечающим за силовой блок в правительстве.
4. Эскалация региональных и культурно-этнических противоречий. Существовавшие до прихода Януковича к власти региональные, идентификационные, религиозные и этнические разногласия и конфликты, равно как и причины, их породившие, никуда не делись, просто главный очаг противостояния центру переместился с Юго-Востока на Запад. Однако, бывший некогда знаменем Северодонецкой республики Янукович, само название партии которого несет в себе идеи федерализма, в самом начале своего правления объявил курс на укрепление унитарного устройства Украины. Непреодолимое наличие, как минимум, двух «Украин», против которого бессильны и изменения конституции, и парламентское большинство, и даже большинство в местных органах власти, наиболее ярко продемонстрировала через год нахождения Партии регионов у власти реакция на отмену указа о героизации Бандеры. На фоне стремительно ухудшающегося социально-экономического климата в стране дальнейшие попытки балансировать на противоречиях обернутся не только радикализацией западных регионов, не приемлющих бонапартизма Януковича в принципе, но и потерей традиционного электората ПР. Молчание обманутого и преданного Януковичем Юго-Востока обусловлено лишь отсутствием (пока) альтернативного лидера, что, тем не менее, не исключает возможности стихийного протеста.
5. Слабость юго-западной границы. Нерешенные пограничные споры с Кишиневом и Бухарестом и увеличение количества румынских граждан в Одесской и Черновицкой областях в 2011 году дополнятся актуализацией венгерского вопроса в Закарпатье. Неизбежным следствием активности Венгрии в регионе станет возрождение русинского движения, осиротевшего после сближения Москвы с Киевом. А при грамотной постановке вопроса Будапештом русины могут вспомнить об исторической принадлежности Закарпатья Венгрии, и с удовольствием стать ее гражданами. Отказ от первого украинского гражданства станет при этом вопросом времени. Разумеется, венгерская и русинская активность в регионе не останется без ответа со стороны националистов Тягнибока, масштабы и последствия конфликта между которыми пока можно только предугадывать. Очевидно, что грозной риторикой эти процессы не остановишь, а попытки решить проблемы силовыми методами неизбежно встретят активное противодействие Евросоюза, членами которого Румыния и Венгрия являются, и в котором Будапешт с начала этого года председательствует. Слабость позиции Украины в регионе (в том числе и ее пассивность в приднестровском вопросе) напрямую связана с ее евроинтеграционными устремлениями. И это противоречие неустранимо без радикальной смены внешнеполитических приоритетов.
6. Угроза оказаться в международной изоляции. Громко заведя более 20 уголовных дел против чиновников бывшего украинского правительства, нынешняя власть поставила себя в неловкое положение. Европа и США уже объявили такое положение дел «политическим преследованием», при этом Брюссель вообще недвусмысленно намекнул на возможность замораживания отношений с Киевом. После предоставления политического убежища бывшему министру правительства Тимошенко Богдану Данилишину легко можно поверить, что это не блеф. У Януковича непростой выбор: отступить — значит, спровоцировать рост популярности Тимошенко, которая сумеет выжать из этой ситуации все возможное; с другой стороны «заморозки» отношений с Европой не поймет украинский олигархат, с нетерпением ожидающий зоны свободной торговли и новых рынков сбыта.
7. «Стратегическое партнерство» с Россией. Основная задача Киева и движущий мотив его «дружбы» — добиться каких-либо преференций от Москвы (пересмотр газовых контрактов, отказ от «Южного потока», выгодная делимитация морской границы в Керченском проливе и т.д.) с минимальными уступками. Что из этого выйдет, покажет время, однако давление на Россию будет весьма серьезным. При этом глава МИД Украины Константин Грищенко , делая прогноз на этот год, заявил следующее: «Надо понимать, что независимость Украины не игра. Есть много вещей, которые объединяют нас с Россией, и на этом мы должны строить стратегическое, нацеленное в будущее партнерство, но мы идем и будем идти в это будущее отдельными путями… При всех недостатках ЕС, которые проявил последний кризис, рядом с нами просто нет другого политического сообщества, которое могло бы служить эталоном, образцом государственного развития для Украины. Однако и другая вещь является для Украины безальтернативной: партнерство с Россией. Россия всегда будет рядом с нами. Она всегда будет занимать особое место и в нашем геополитическом окружении, и в мировой политике в целом. Она всегда будет занимать особое место в сердцах миллионов украинцев, которые видят ее как братскую страну. Она всегда будет иметь и амбиции, и потенциал глобального полюса влияния… Существует ли в природе формула, которая примирила бы между собой проевропейские стремления и пророссийские симпатии, которые объединяет в себе Украина? Мне кажется, нынешняя внешняя политика Украины чрезвычайно близка к такой формуле».
Между тем, на развитие российско-украинских отношений будут оказывать непосредственное влияние все вышеперечисленные вызовы, т.к. в случае их развития по негативному сценарию, поддержка Москвы может стать для режима Януковича вопросом выживания. Вот только окажется ли Россия, которая сама переживает не лучшие времена как в международном, так и внутриполитическом аспектах, в состоянии поддержать Януковича? Да и захочет ли она это делать? Учитывая, что «формула» Грищенко имеет подтвержденное историей логическое продолжение: на смену Кучме и Воронину неизбежно приходят Ющенко и Гимпу . Но процесс этот не бесконечен, так как ограничен скудными ресурсами и запасом прочности квазигосударств.
Алексей Беляев , Сергей Колеров — Западная редакция ИА REGNUM .