бухгалтерский и управленческий учет ведут во многих компаниях, и это прекрасно! Но для руководителя и собственника бизнеса такого учета недостаточно. Рассказываем, почему бухучет не заменяет управленческий и в чем ключевые различия между ними.
Бухгалтерский учет — очень важный инструмент, как минимум потому что он позволяет предпринимателю оставаться в правовом поле и не вызывать лишних вопросов от государственных органов. Обычно его необходимость объяснять не приходится – все и так всё понимают.
С управленческим учетом сложнее по несколькими причинам и самая важная из них — непонятно зачем вести еще какие-то отчеты, если есть бухгалтер, занимающийся тем же самым.
На самом деле, эти два вида учета — совершенно про разное. Дальше мы сравним бухучет и управленку по нескольким критериям:
Назначение
Возможности
Доступ к данным
Консолидация данных
Практический смысл
Уровень детализации.
Назначение
Бухгалтерский учет — основа отчетности о хозяйственной деятельности предприятия, строго регламентированная государством. Нужен он по большей части для отчета перед государственными органами, например, налоговой. При этом сами налоговые декларации — это не бухучет, как многие считают.
Управленческий учет — учет для собственника компании и инвесторов, то есть для внутреннего пользования. Цель управленческого учета — показать собственнику или партнерам, что происходит с финансами компании, дать возможность оперативно принимать решения и минимизировать риски. Вести такой учет можно в любом формате, удобном собственнику или руководителю.
Возможности
Возможности бухгалтерского учета определяются его целями — собрать подтвержденную информацию о деятельности компании и на ее основе составить отчеты для государственных органов.
Возможности управленческого учета тоже определяются целями, но список тут выходит далеко за пределы «собрать отчеты, потому что нужно».
Управленческий учет поможет:
Анализировать компанию с любой стороны и принимать решения, основанные на данных, отражающих текущее финансовое положение дел.
Вовремя замечать слабые места, чтобы оперативно устранять любые проблемы и увеличивать прибыль.
Предсказывать будущее компании и последствия принимаемых решений. Например, можно заранее предугадать, что будет, если собственник заберет дивиденды прямо сейчас или вложит деньги в масштабирование.
Допустим, в компании часто случаются кассовые разрывы — что делать? Посмотреть в отчет ДДС и платежный календарь, чтобы выявить и устранить причину нехватки денег. В том же отчете ДДС, который ведет бухгалтер, вы ответов не найдете. А платежного календаря у специалиста и вовсе нет.