Кабинет министров Украины разрешил ГАО Черноморнефтегаз (Симферополь) подписать с российской компанией Лукойл договор о совместной деятельности по разведке и добыче нефти и природного газа
Кабинет министров Украины разрешил ГАО » Черноморнефтегаз » (Симферополь) подписать с российской компанией «Лукойл» договор о совместной деятельности по разведке и добыче нефти и природного газа на Одесском, Безымянном и Субботинском месторождениях шельфа Черного моря, передает корреспондент ИА REGNUM в Киеве сегодня, 20 января.
Украинское правительство, в частности, постановило, что доля «Черноморнефтегаза» в совместной деятельности должна составлять не менее 50%. Согласно распоряжению, вкладом украинской стороны является геолого-экономическая оценка запасов нефти, природного газа и сопутствующих компонентов указанных месторождений, а вкладом «Лукойла» — финансовые ресурсы, технологии и оборудование, необходимые для соблюдения параметров, предусмотренных проектами по разведке и добыче нефти и природного газа на указанных месторождениях.
Отметим, что в июле 2010 года президент Украины Виктор Янукович на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным пригласил Россию к партнерству в добыче углеводородов на черноморском шельфе. «Мы вас хотим видеть партнерами не только в транспортировке и потреблении, но и в совместной добыче… Допустим, мы хотели бы вас видеть в добыче нефти и газа на шельфе Черного моря», — заявил тогда Янукович. А буквально накануне, 19 января, премьер-министр Украины Николай Азаров на заседании правительства отметил, что производство кокса и продуктов нефтепереработки в 2010 году на Украине даже не достигло объемов производства 2009 года. «При таких показателях работы отрасли мы «посадили» страну на импортное топливо. А отсюда и рост цен на наших заправках», — подчеркнул премьер-министр. В этом контексте Азаров отметил, что в 2010 году уменьшилась добыча нефти и газа, неудовлетворительные показатели производства кокса и продуктов нефтепереработки.
Вместе с тем эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук критически оценивает достигнутые соглашения. «Как всегда Россия сделала все быстро, тихо и без суеты. Еще не успели высохнуть чернила под меморандумом о создании совместного предприятия » Нафтогаз Украины » и » Газпрома » об освоении «площади Паласа» на шельфе Черного моря как внезапно стало известно о готовности российской компании создать еще одно СП для освоения украинских нефтегазовых запасов Черного моря», — заявил аналитик. Далее он отметил: «Следующей «жертвой» России стало дочернее предприятие «Нафтогаза» — «Черноморнафтогаз». Место «Газпрома» заняла компания «Лукойл». В придачу к одной «площади Паласа» Украина уступает без боя уже три (!) месторождения — газовые Одесское и Безымянное, а также нефтяную «площадь Субботина».
Как и «площадь Паласа» все три месторождения уже фактически исследованы компанией «Черноморнафтогаз» и теперь нужны только финансовые вливания для начала работ. Для освоения и начала добычи газа на Одесском и Безымянном месторождениях требуется три-четыре года и около 3-4 млрд. грн. (400-500 млн. долларов), а для освоения и начала добычи нефти на «площади Субботина» нужно также три-четы
19c1
ре года и в два раза больше денег — около 6-7 млрд. грн. (750-900 млн. долларов). Вместе получается приблизительно 10 млрд. грн.
10 млрд. грн. — эти цифры напоминают о другом решение Кабмина и Минэнерго, которое касается увеличения уставного капитала «Черноморнафтогаза». Именно на 10 млрд. грн. планировалось выпустить акции компании. И под них «Черноморнафтогаз» мог получить от государства живыми деньгами 10 млрд. грн. Этого бы с лихвой хватило для реализации трех проектов. Да и технические возможности у компании есть. Или кто-то считает, что все подготовительные работы были сделаны просто для «галочки»?
Но, похоже, что «Черноморнафтогазу» не суждено будет самостоятельно добиваться успеха на поприще освоения шельфа Черного моря. «Лукойл» приставлен нефтегазовым смотрящем за «Черноморнафтогазом». И никто не сомневается, что теперь все решения будут приниматься по совету «старшего брата». А полученные путем допэмиссии деньги «Черноморнафтогаза» уйдут частично на реализацию проектов, частично «Нафтогазу» на оплату российского газа, частично на «откаты» и «распил».
Оптимистам следует понимать, что ожидать каких-либо существенных инвестиций от «Лукойла» не следует. У российской компании на данный момент нет реальных возможностей проводить технические работы на шельфе Черного моря. К тому же «Лукойл» за последние два года экономического кризиса существенно урезал статью инвестиций. Да и не один раз руководство компании заявляло о важности реализации международных проектов в Узбекистане, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Ираке. И здесь каждый миллион долларов будет важен. Когда там дойдет очередь до «Черноморнафтогаза» — это большой вопрос.
Еще одним вопросом является стоимость газа, который будет получен из шельфовых месторождений. Магические цифры гигантских инвестиций в их освоение не должны закрывать глаза на то, что газ будет реализовываться на внутреннем рынке населению страны. Следовательно, себестоимость его добычи играет не последнюю роль в экономике и «Черноморнафтогаза» и будущего СП. Данным решением Кабмин и Минэнерго также фактически признали, что в системе «Нафтогаза Украины» нет собственных средств для самостоятельного освоения запасов углеводородов. А все заявления о необходимости увеличения их добычи — блеф».